Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите её мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Сергей Сафонов

К столетию со дня рождения Валерия Каптерева

Обширное творческое наследие Валерия Каптерева — студента живописного факультета ВХУТЕИНа 1918−25 годов, одного из тогдашних учеников Александра Шевченко, а впоследствии — одного из создателей «Цеха живописцев», не слишком известно сегодняшнему зрителю. Правда, восемь произведений художника — преимущественно, в технике монотипии — хранятся в графическом собрании ГМИИ, есть его работы в Третьяковке и коллекции знаменитого музея в Нукусе.

Большая ретроспектива Валерия Каптерева в залах «Ковчега» в 1993 году положила начало многолетнему мемориальному выставочному циклу «Незабытые имена»: в нём уже показаны многие современники Каптерева, некоторые его соратники по объединению «Бытие» — Ростислав Барто, Михаил Кузнецов… В двадцатые годы молодые художники стремились наполнить новым содержанием живописный опыт предреволюционного «Бубнового валета».

Впрочем, работ Каптерева того времени не сохранилось: обстоятельства бурной жизни нашего отечества этому не способствовали. Самые ранние из известных сегодня живописных этюдов художника датированы 30-ми годами; в основном, это пейзажи, привезённые из поездок по Крыму и Средней Азии (а в собрании ГТГ хранится «Ночной натюрморт» 1931 года).

Каптереву довелось немало путешествовать; среди «адресов» его искусства — Казахстан и Туркестан, Памир и даже Сибирь. Впечатления Востока и Крыма оказались для живописца наиболее действенны: на протяжении нескольких десятилетий в его живописи не раз возникали античные, архаические мотивы — «Жизнь человека», «Архаический Георгий Победоносец», «Раковины мидии и водоросли», «Читая античных авторов (Ветка маслины)». В большинстве этих работ, написанных уже после исключения их автора из Московского союза художников «за формализм»…Каптерев создаёт свой собственный мир, не имитирующий внешние атрибуты окружающей реальности, но убедительный и самодостаточный.

«Замечательны работы Каптерева на античные темы. Они передают и духовный, и географический колорит Греции. И ещё есть у них одна особенность: они написаны как бы в резонанс поэзии древних. Живопись, овеянная поэзией — это прекрасно, — запишет друг художника, писатель Юрий Линник в последний год жизни Каптерева. — Кто лучше него может передать налёт времени на античном черепке? Каптерев — мастер патины. Вот самый благородный слой в строении ноосферы, и художник умеет живописать это впечатление времени, патина зримая и незримая придаёт его среднеазиатским холстам удивительное обаяние».

Валерий Каптерев всегда был истинным романтиков, нередко черпающим вдохновение в прозе Александра Грина, музыке и поэзии.

«Для художника разные цивилизации — единая пространственно-временная среда обитания человеческого духа, общечеловеческой культуры, — считают искусствоведы Михаил Киселёв и Борис Шумяцкий. —  Поэтому живописец добивается такого состояния произведения, что предметные символы разных эпох культуры органично сопрягаются в новую, созданную Каптеревым систему».

1960-е годы, время тесного соседства лирики и физики, заметно сказалось на искусстве Валерия Каптерева". Названия работ этой эпохи говорят сами за себя: «Читая теорию относительности», «Распад времени», «Единство противоположностей».

Другая линия, постоянно присутствовавшая в творчестве художника в последние десятилетия его жизни, связана с драматичной судьбой еврейского народа на протяжении его многовековой истории.

Первая и единственная прижизненная экспозиция работ Каптерева открылась в 1943 году в Алма-Ате. В последние годы интерес к н6аследию художника заметно растёт: его выставки прошли в музеях Новосибирска и Томска, нескольких столичных выставочных залах. Юбилейная экспозиция в стенах Центрального Дома художника — ещё одно напоминание о замечательном мастере уходящего ХХ века.

2000 год, буклет к юбилейной выставке.
наверх