Валерий Каптерев. Живопись, графика, архивные материалы. Галарт, Москва, 2012
- Игра и творчество неразрывны. Игра — высшая форма художнической свободы: она знак естественности и непреднамеренности. Вселенная создана как бы играючи. Поэтому она прекрасна.
- Игровое начало глубоко присуще миру Валерия Каптерева. Этот мир ошеломляет своей раскованностью, свободой.
- Игра — это отказ от догмы. Игра — это вызов канону. Игра — это мудрость детскости. Игра — это независимость духа. Игра — это презрение к пользе. Игра — это вечная новизна. Игра — это сила Каптерева.
- Забудь слова: «Это нельзя». Входя в мир Каптерева, знай: «Это можно». Можно разрисовывать сны. Можно одушевлять сирень. Можно быть Одиссеем. Можно влюбиться в пустыню. Можно уплыть к звезде.
- Мастер — свободен. Парадоксы есть способ утверждения свободы. Каптерев — парадоксален. Он любит взламывать схемы логики. Его картины иногда озадачивают как японские коаны. Они раскрепощают сознание.
- Каптерев — разнообразен. Каждая картина — новая грань. Мастер не повторяется. Глядя на некоторые его картины, думаешь: здесь потенциал для целого направления. Но Каптерев не любит варьировать уже найденное. Он идёт дальше. Всё дальше и дальше.
- Мастер начал работать в двадцатые годы. Над этим временем — особый ореол. Эпоха блистательных начинаний! Каптерев внёс в неё весомую лепту. Он ученик и друг А. В. Шевченко. В 1923 году им организовано «Общество станковых художников» (впоследствии переименованное в знаменитый «Цех живописцев»).
- В мастерской Каптерева и сейчас царит живой дух 20-х годов. Мастер остался верен смелым начинаниям юности. Он не изменил самому себе. Его поиск по-прежнему динамичен. Здесь ничего не делается по инерции — здесь всё творится заново.
- Каждый год Каптерев пишет сирень. В её гроздьях он видит средоточье творческих сил вселенной. О, это сырое благоухающее великолепие! Сирень трёхмерна, фактурна; она умеет гениально располагать свет и тени; она темпераментно и вдохновенно лепит себя из самой просветлённой субстанции в мире. Ученичество Каптерева у сирени продолжается.
- Художник любит археологию. Кто лучше него может передать налёт времени на античном черепке? Каптерев — мастер патины. Вот самый благородный слой в строении ноосферы, — и художник умеет живописать это напечатление времени: патина зримая и незримая придаёт его среднеазиатским холстам удивительное обаяние.
- Замечательны работы Каптерева на античные темы. Они передают и духовный и географический колорит Греции. И ещё есть у них одна особенность: они написаны как бы в резонанс поэзии древних. Живопись, овеянная поэзией: это прекрасно.
- Каптерев — мастер «внутренних портретов». Это — придуманный им жанр. Это — синтез натюрморта и портрета. Но синтез своеобразный: он осуществлён как бы в неэвклидовом пространстве духа. Каптерев умеет наполнить вещь предельно психологизированным содержанием.
- Причём, это содержание всегда индивидуально (оно передаёт суть портретируемого). Язык вещей оказывается адекватным языку души. Это большое открытие Каптерева. Сделанное опять-таки на игровой основе, оно даёт ключ к глубинам личности.
- Каптерев тонко чувствует и передаёт стихию женственности. Он подлинный лирик. В его подходе к женской натуре есть особая галантность. Эти портреты — своеобразные живописные мадригалы любимой даме. Реминисценция рыцарских времён? Но вспомним: Каптерев всюду верен духу игры.
- Мастеру ведомы драматические обертоны. Он впечатляюще передаёт и неотвратимость рока, и боль утраты. Одна из его работ — «Раздвоение» — отлично выражает извечный дуализм нашего «я».
- В работах Каптерева мы часто видим различные знаки. Художник научился передавать их таинственную жизнь. Вот «Фестский диск» — письмена на нём закручены вихрем. Знаковая спираль! Не она ли была архитипической первоосновой для спиральных галактик? Вещи вырастают из знаков. Знаки — первичны. Они были матрицей нашего мира.
- Каптерев любит фактуру. Но ему открыт и мир абстрактных сущностей. Вот дерзкая работа «Законы физики». Передавая дух этой науки, она вместе с тем полемизирует с нею. Вспомним: симметрия — основа законов физики. Но работа Каптерева построена на тонкой игре диссимметрий! Нарушение равновесия говорит о творческом импульсе. Игра — асимметрична.
- Твержу про себя Пастернака:
Так каждому сердцу кладётся любовью
Знобящая новость миров в изголовье.
Этими словами можно сказать и о Каптереве. Главное в нём — новизна. Новизна ассоциаций, — подчас парадоксальных. Новизна фактуры — удивительно вещной. Новизна образов — иногда фантастических. Новизна чувства, всегда небывало яркого.
1980 г.