Заметили ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите её мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Юрий Линник

Мир Валерия Каптерева

Монографические тезисы
Валерий Каптерев. Живопись, графика, архивные материалы. Галарт, Москва, 2012
  1. Игра и творчество неразрывны. Игра — высшая форма художнической свободы: она знак естественности и непреднамеренности. Вселенная создана как бы играючи. Поэтому она прекрасна.
  2. Игровое начало глубоко присуще миру Валерия Каптерева. Этот мир ошеломляет своей раскованностью, свободой.
  3. Игра — это отказ от догмы. Игра — это вызов канону. Игра — это мудрость детскости. Игра — это независимость духа. Игра — это презрение к пользе. Игра — это вечная новизна. Игра — это сила Каптерева.
  4. Забудь слова: «Это нельзя». Входя в мир Каптерева, знай: «Это можно». Можно разрисовывать сны. Можно одушевлять сирень. Можно быть Одиссеем. Можно влюбиться в пустыню. Можно уплыть к звезде.
  5. Мастер — свободен. Парадоксы есть способ утверждения свободы. Каптерев — парадоксален. Он любит взламывать схемы логики. Его картины иногда озадачивают как японские коаны. Они раскрепощают сознание.
  6. Каптерев — разнообразен. Каждая картина — новая грань. Мастер не повторяется. Глядя на некоторые его картины, думаешь: здесь потенциал для целого направления. Но Каптерев не любит варьировать уже найденное. Он идёт дальше. Всё дальше и дальше.
  7. Мастер начал работать в двадцатые годы. Над этим временем — особый ореол. Эпоха блистательных начинаний! Каптерев внёс в неё весомую лепту. Он ученик и друг А. В. Шевченко. В 1923 году им организовано «Общество станковых художников» (впоследствии переименованное в знаменитый «Цех живописцев»).
  8. В мастерской Каптерева и сейчас царит живой дух 20-х годов. Мастер остался верен смелым начинаниям юности. Он не изменил самому себе. Его поиск по-прежнему динамичен. Здесь ничего не делается по инерции — здесь всё творится заново.
  9. Каждый год Каптерев пишет сирень. В её гроздьях он видит средоточье творческих сил вселенной. О, это сырое благоухающее великолепие! Сирень трёхмерна, фактурна; она умеет гениально располагать свет и тени; она темпераментно и вдохновенно лепит себя из самой просветлённой субстанции в мире. Ученичество Каптерева у сирени продолжается.
  10. Художник любит археологию. Кто лучше него может передать налёт времени на античном черепке? Каптерев — мастер патины. Вот самый благородный слой в строении ноосферы, — и художник умеет живописать это напечатление времени: патина зримая и незримая придаёт его среднеазиатским холстам удивительное обаяние.
  11. Замечательны работы Каптерева на античные темы. Они передают и духовный и географический колорит Греции. И ещё есть у них одна особенность: они написаны как бы в резонанс поэзии древних. Живопись, овеянная поэзией: это прекрасно.
  12. Каптерев — мастер «внутренних портретов». Это — придуманный им жанр. Это — синтез натюрморта и портрета. Но синтез своеобразный: он осуществлён как бы в неэвклидовом пространстве духа. Каптерев умеет наполнить вещь предельно психологизированным содержанием.
  13. Причём, это содержание всегда индивидуально (оно передаёт суть портретируемого). Язык вещей оказывается адекватным языку души. Это большое открытие Каптерева. Сделанное опять-таки на игровой основе, оно даёт ключ к глубинам личности.
  14. Каптерев тонко чувствует и передаёт стихию женственности. Он подлинный лирик. В его подходе к женской натуре есть особая галантность. Эти портреты — своеобразные живописные мадригалы любимой даме. Реминисценция рыцарских времён? Но вспомним: Каптерев всюду верен духу игры.
  15. Мастеру ведомы драматические обертоны. Он впечатляюще передаёт и неотвратимость рока, и боль утраты. Одна из его работ — «Раздвоение» — отлично выражает извечный дуализм нашего «я».
  16. В работах Каптерева мы часто видим различные знаки. Художник научился передавать их таинственную жизнь. Вот «Фестский диск» — письмена на нём закручены вихрем. Знаковая спираль! Не она ли была архитипической первоосновой для спиральных галактик? Вещи вырастают из знаков. Знаки — первичны. Они были матрицей нашего мира.
  17. Каптерев любит фактуру. Но ему открыт и мир абстрактных сущностей. Вот дерзкая работа «Законы физики». Передавая дух этой науки, она вместе с тем полемизирует с нею. Вспомним: симметрия — основа законов физики. Но работа Каптерева построена на тонкой игре диссимметрий! Нарушение равновесия говорит о творческом импульсе. Игра — асимметрична.
  18. Твержу про себя Пастернака:

    Так каждому сердцу кладётся любовью Знобящая новость миров в изголовье.
    Этими словами можно сказать и о Каптереве. Главное в нём — новизна. Новизна ассоциаций, — подчас парадоксальных. Новизна фактуры — удивительно вещной. Новизна образов — иногда фантастических. Новизна чувства, всегда небывало яркого.
1980 г.
наверх